Искомая схема еквалайзера

Изготовление пятиполосного эквалайзера

Многополосный эквалайзер - это частотный фильтр, позволяющий регулировать полосу пропускания сигнала отдельно на нескольких промежутках частотной характеристики. На рисунке представлена схема пятиполосного эквалайзера, которую при желании можно расширить до 10-ти и 30-ти полос. Эта схема настолько проста в реализации и настройке, что доступна даже начинающему радиотехнику. Главное для сборки этого эквалайзера отыскать полный комплект радиодеталей и подходящих переменных резисторов.

Схема эквалайзера

На следующем рисунке продолжение развития темы простого эквалайзера. Это схема пятиполосного эквалайзера на операционных усилителях (на микросхемах).

Схема эквалайзера


Основательная схема еквалайзера

От предыдущих вариантов следующий эквалайзер качественно отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в устройстве рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора. Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На следующих рисунках показано изменение АЧХ всего устройства при максимальной и минимальной добротности среднечастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18

Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.


Облако тегов: Такой эквалайзер решение, которого представлено на рисунке довольно просто спаять.

а как он это делает

В принципе регулировку АЧХ он производит, ну показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.
Поэтому, чтобы подключить плюс, в крышке батарейного отсека плеера напротив плюсового контакта для элемента питания, нужно пропилить прямоугольное отверстие, примерно, 4x1,5мм. От точки +1.6V усилителя пустить провод и оконечить его пластинкой фольгированного стеклотекстолита размерами 4x1,5 мм и толщиной 1,5 мм. Эту пластинку нужно вставить в данное отверстие так, чтобы она влезла между плюсовым выводом элемента питания и контактом батарейного отсека, и притом, была повернута фольгой к контакту, а изолированной стороной к элементу питания. Усилитель собран в корпусе старой автомагнитолы, что делает его совершенно неинтересным в смысле кражи. Установленный на передней панели разъем USB служит для механического крепления МР-3 плеера на корпусе усилителя. Контакты данного разъема никуда не подключены, только корпус - к общему проводу.
Принципиальная схема пятиполосного эквалайзера показывает как это сделать. АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.

параметрический стабилизатор

По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.
Простой графический эквалайзер, схема которого представлена на странице, можно расширять и на большее количество полос регулирования.
Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на "соседние" полосы.

ослабление сигнала

Операционный усилитель так же компенсирует вносимое фильтрами. Небольшая оговорка - номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.
Поэтому, чтобы не расходовать источник питания во время работы в автомобиле, в устройстве есть источник напряжения 1,6V, состоящий из светодиода HL1 и резистора R23. Практически, это параметрический стабилизатор на светодиоде вместо стабилитрона. Одновременно, светодиод служит индикатором включения усилителя.
Подобная принципиальная схема эквалайзера, ни что иное как пища к размышлению и к экспериментам.
Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.
Параметрические эквалайзеры, схемы которых представлены на рисунке можно выполнить как на транзисторах так и на микросхемах.Такие вопросы довольно часто получаем по электронке. Честно говоря - да откуда же мы знаем что Вам понравиться и какой бюджет заложен на постройку эквалайзера. И Именно поэтому решили подготовить обзор самых популярных схем.

Конечно не реально

Изготовить такое количество эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то выводы можно сделать. Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой включать в схему. Основных мнений на этот счет два: Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов) Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений, для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров) К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего три
Схемы простых эквалайзеров состоят из простейших радиоэлементов.